"Удивительный мир живых организмов"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КЕСТЕНЬГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

"Удивительный мир живых организмов"

 

 

Наблюдение за птицами в мае.

информационно – исследовательский проект.

Краткосрочный с 13.05.2020 по 31.05.2020

Направленность: Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных и творческих способностей, а так же поисковую активность детей.

 

Цель: Развивать интерес к жизни птиц. Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

 

Задачи:

1.      Формировать у обучающихся обобщенное представление о птицах как живых существах

2.      Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

3.      Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

4.      Расширять представления о перелетных птицах и их жизни в весенний период,

5.      Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

6.      Приучать детей заботиться о птицах.

 

Предполагаемый результат:

·         Заинтересованность обучающихся темой о  птицах, проявление их познавательной активности: находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими обучающимися.

·         Рассказы детей о наблюдении   за птицами.

·         Выставка подобранных  фотоматериалов, рисунков и поделок о птицах.

 

 

С птицами мы встречаемся повсюду. Из всех живых существ - птицы наиболее заметны: их существует огромное количество, многие из них имеют яркую окраску и обладают красивым голосом. Единственное место на Земле, где птицы не живут, это центральная часть Антарктиды.

Иногда, в поле или в лесу, и даже в городе можно увидеть человека с биноклем, или группу людей, которые увлеченно что-то рассматривают. Они ездят по окрестностям той местности, в которой живут, а некоторые в другие страны и по всему миру. Они наблюдают за птицами, пытаясь поближе познакомиться с их жизнью и сохранить ее. Кто же они? Они – бердвотчеры. Birdwatcher, в переводе на русский, «смотрящий за птицами», но это слишком длинно, а точного эквивалента в русском языке нет. Поэтому, все люди, хобби которых является наблюдение за птицами, называют себя birdwatcher’ами. Вы спросите – “Зачем наблюдать за птицами? Ведь для этого есть орнитологи, которые профессионально этим занимаются”. Но дело в том, что территории для наблюдений - большие, а орнитологов мало и вот здесь как раз могут помочь орнитологи–любители, т.е. бердвотчеры. И таким бердвотчером может стать любой школьник.

Для того чтобы наблюдать за птицами, нужно хотя бы что-то о них знать. Поэтому выбрав объект для наблюдения, нужно собрать о нем хоть немного информации. Даже если это будут знакомые всем воробьи. Если птица вам не знакома, можно обратиться к взрослым или воспользоваться определителем птиц, посмотрев его в интернете.

Чтобы определить птицу, её надо хорошенько рассмотреть, но птицы передвигаются очень быстро, прячутся в кустарниках или на вершине дерева, через ветки которого их сложно разглядывать. Солнце, дождь, туман тоже затрудняют наблюдение. Но в любом случае, нужно стараться хорошо увидеть и запомнить детали:

1) Разглядеть размер и телосложение птицы.

·     сравнить её с хорошо известной вам птицей: вороной, голубем или воробьём, даже можно с курицей или лебедем;

·     понять больше она, меньше или примерно такая же;

·     оценить телосложение и попытаться понять, к какой группе относится птица: утиные; хищные (орел, сапсан); лесные (дятел, кукушка) и т.п.

2) Рассмотреть детали.

·     форма и цвет клюва

·     окраска головы: какого цвета шапочка, брови, есть или нет пятна, полоски,

    кольца вокруг глаз, какого цвета глаза;

·     форма и цвет хвоста;

·     туловище, цвет спины и брюшка;

·     форма и расцветка крыльев;

·     форма, длина лап.

·

3) Обратить внимание на особые движения и повадки птицы:

·     сидит на месте, ходит, бегает, порхает, плавает, ныряет и т.п.;

·     действия (подрагивание, покачивание и т.п.) хвостом;

·     характер движения при ходьбе (мелкие или крупные шаги, переваливаясь с

    боку на бок и т.п.);

·     движение в полете (парит в небе неподвижно или быстро машет крыльями и

    т.п.);

·     силуэты в полете, форму стаи в полете.

 

 

Начало мая — идеальное время для наблюдений за птицами: большая часть уже прилетела с зимовки, а на гнезда еще почти никто не сел. Ехать куда-то необязательно — достаточно просто выйти из дома или наблюдать за птицами из окна. Больше всего видов птиц можно увидеть на так называемых «границах формаций», то есть на берегу реки или озера, болоте, опушке леса. Лучшее время для наблюдений — раннее утро, когда птицы находятся в активных поисках пищи. А так же в вечернее время, когда птицы кормятся перед сном.

Наблюдая за птицами вести себя нужно так, что бы ни потревожить птиц и не нарушить окружающую среду. Во время разговора говорите шепотом, чтобы птицы вас не заметили. Приближаясь к птицам, не делайте резких движений и не подходите слишком близко, чтобы не спугнуть их. Думайте, как птицы! Если вы не можете подобраться к птицам, заставьте их подобраться к вам. Устраивайте кормушки и наполняйте их кормом: это эффективный способ привлечь птиц в ваш огород.

 

Наблюдение следует проводить в период с 13.05 по 31.05. Отчет  о наблюдении присылать каждую неделю.

 

Ход работы:

1.      Определите для себя 2 – 3 дня в неделю, когда вы будете наблюдать за птицами, наблюдение проводите не менее 30 минут.

2.      Перед наблюдением обязательно опишите погоду в момент наблюдения и время, кода вы проводите наблюдение.

3.      Наблюдение проводите у своего дома или из окна.

4.      Запишите, за какими птицами или птицей  вы наблюдали, внешний вид, как себя вела (вели). Какие изменения появились со временем в поведении.

5.      По возможности сделайте фотографии, особенно если увидите в поведении птиц что-то необычное, интересное.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.11.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения